Ford Focus: C-класс для масс
Семейный автомобиль C-класса, ставший самым популярным автомобилем в России и одним из самых продаваемых в мире, сменил собой морально устаревшую модель Escort, так отчаянно напрашивающуюся на пенсию. С самого своего зарождения новый Focus был обречен стать бестселлером, и стал им – практически сразу после выхода на рынок.
В 2001 и 2002 годах модель таки достигла своей цели – той миссии, ради которой ее создавали, и стала самым популярным авто в мире. Но как зарождался хит? Как он созревал и вынашивался? Давайте окунемся в сам процесс создания модели и поймем, какую изюминку заложил автопроизводитель в рецепт своего фокуса…
Первое поколение (1998-2004)
Датой рождения Фокуса можно считать Женевскую премьеру концептуального автомобиля Ghia concept, которая состоялась в 1992 году. Платформа под кодовым названием CW170 долгое время держалась в секрете, ни один десяток зарубежных автомобильных журналистов пророчили ей судьбу базы для Fiesta. Однако, в своих предположениях они ошиблись: Ford припас платформу для принципиально новой модели – Focus.

Первые шпионские снимки автомобиля были опубликованы в 1995 году. Тогда было еще сложно судить о детальных подробностях грядущей новинки, но в каждой ее линии чувствовалось непреодолимое веяние революции. Новая философия дизайнерского моделирования была сначала официально ‘зарегистрирована’ на крошечной Ka – в 1996 году, затем на Cougar – в 1998-ом, и наконец свершилось чудо! Ford Focus явил себя массам.
Любопытно, что название модели было утверждено только в начале 1998 года – практически перед выходом автомобиля. Ford долго сомневался, оставить ли новинке прежнее название Escort, или же поменять имя в соответствии с революционными изменениями во внешности? Как вы понимаете, выбор пал на ‘революционность’.
Радикальным изменениям подвергся не только внешний облик, но и интерьер автомобиля. Красивые и вольные линии напоминали о Mondeo, но все же перекликались с ‘букашкой’ Ka. Ну, а на концепцию платформы было любо дорого посмотреть: сложная, абсолютно независимая задняя подвеска Control Blade, повод для гордости старшего брата Mondeo, была слишком не по духу и не по карману ‘Фокусу’, поэтому ее сделали по технологии прессованного металла. До того момента, кстати, большинство автомобилей C-класса оснащалось задней полунезависимой подвеской.

Автомобильная пресса встретила автомобиль громко и пафосно. Такие качества, как комфорт и управление, были оценены крайне положительно. На фоне конкурентов того времени (Opel Astra и Volkswagen Golf 4 поколения) автомобиль явно выделялся. К тому же, доступная цена делала выбор покупателя в сторону детища американского концерна очевидным.
Помимо основных потребительских качеств и достоинств автомобиль весьма неплохо показал себя и на краш-тестах. Первое поколение ‘Фокуса’ получило от EuroNCAP 4 звезды из пяти по безопасности пассажиров и водителя, и 2 из 4 звезд в рейтинге безопасности пешеходов. Европейские специалисты подвергли испытаниям версию 5-дверного хэтчбека с 1.6-литровым двигателем.

Вскоре после удачного старта волну подхватила обновленная версия модели. Ford не стал медлить с фейслифтингом и уже в 2001 году показали свежий Focus.
Рестайлинг первого поколения (2001)
В сравнении с ‘первопроходцем’ свежая версия буквально пестрила нововведениями. Обновленный Фокус получил модифицированные фары головного света с интегрированными индикаторами и разделенными секциями. Передний бампер лишился индикаторов, но приобрел дополнительную пластиковую накладку, решетка радиатора стала ниже, сместились и противотуманные фары. В качестве опции на новый Focus компания стала предлагать ксенон, аудиосистему с чейнджером на 6 дисков, навигационную систему и климат-контроль. Центральная консоль также подверглась модификации: помимо формы поработали и над цветами, добавив на выбор парочку свежих оттенков. Немного изменились сидения, появились новые цвета кузова и даже новый дизельный двигатель, основанный на европейской версии Zetec 1.6.
Вообще, что касается двигателей, то на Focus предлагался достаточно широкий диапазон силовых установок. От старшего Mondeo компания позаимствовала производительные 1.8- и 2.0-литровые двигатели Zetec-E, а от Fiesta – экономичные 1.4- и 1.6-литровые Zetec-SE. Первоначально в линейке двигателей был только один дизель - Endura TDDI – прототип концепции Deutz, которую Ford применяли на автомобилях 80-х годов. В последствии в 2002 году он был заменен на более производительный Duratorq TDCI.
Ниже представим полный набор силовых установок первого поколения автомобиля для европейского рынка:
Название
ОбъемТипМощность (л.с.)Момент (Нм)Средний расходМакс скоростьZetec-SE1.4бензин741235.6 л>
172 км/ч> | Zetec-SE1.6бензин991456.3 л> | 187 км/ч> | Zetec-E1.8бензин1141606.9 л> | 200 км/ч> | TDDi1.8дизель741754.3 л> | 185 км/ч> | TDDi1.8дизель892004.6 л> | 185 км/ч> | TDDi1.8дизель1142504.57 л> | 198 км/ч> | Zetec-E2.0бензин1291787.4 л> | 203 км/ч> | Duratec-ST2.0бензин1711967.6 л> | 216 км/ч> | Duratec-RS2.0бензин2123108.4 л> | 232 км/ч> | На выбор клиентам компания предоставляла четыре коробки передач: 5-ступенчатую механическую MTX-75 (агрегатировалась с двигателями 2.0, RS, 1.8 TDCi и 1.8 TDDi), 5-ступенчатую механическую IB5 (с бензиновыми моторами объемом 1.4, 1.6, 1.8), 6-ступенчатую механическую Getrag 285 и 4-ступенчатую автоматическую 4F27E (1.6 и 2.0-литровые агрегаты). Первое поколение Ford предлагалось аж в четырех типах кузова: - 3-дверном хэтчбеке
- 5- дверном хэтчбеке
- 4- дверном седане
- 5-дверном универсале
Помимо всего этого изобилия, Ford припас для своих клиентов еще кое-что: спортивные интерпретации своей машины. В случае первого поколения было доступно две заряженные версии: ST170 и RS. Остановимся на каждой из них подробнее. ST170 Проект был запущен на рынок в 2002 году. По своей сути, ST170 была европейским аналогом американской заряженной версии Фокуса SVT. Взявший базу от первого поколения Focus ST170 явно преобразился в спортивную машину, а помогли ему в этом многочисленные косметические и технические доработки, как то: 17-дюймовые колесные диски, дополнительные боковые подушки безопасности, спортивные сидения Recaro, стереосистема 9006 Stereo, хромированная отделка деталей экстерьера, сотовидная решетка радиатора, новые противотуманки округлой формы и специально покрашенный бампер. Двигатель автомобиля был доработан компанией Cosworth, которая увеличила мощность автомобиля со 130 л.с. до 170 л.с. за счет внедрения алюминиевых головок цилиндров, системы попеременной работы клапанов, нового двойного коллектора, выхлопной системы из нержавеющей стали и более спортивных тормозных дисков (300 мм. - спереди, 280 мм. - сзади). К тому же, мастера из Cosworth оснастили машину 6-ступенчатой механической трансмиссией и заменили насос рулевого привода. RS Тогда же, когда появилась ST170, мир увидел и версию Focus RS, которая и по сей день присутствует в модельной линейке американской компании. Выпущенная в 2002 году версия RS заменила собой знаменитый Escort RS 2000, производившаяся в далеком 1996 году. 
Под капотом новой спортивной версии устанавливался 2.0-литровый двигатель Zetec-E, который наделял Focus RS завидной мощностью в 212 лошадей. В общей сложности Ford выпустил 4501 экземпляр спортивной RS версии модели первого поколения. Второе поколение (2004-по сей день) Премьера второго поколения модели Ford Focus состоялась 23 сентября 2004 года на автосалоне в Париже. Американцы представили публике серийную версию в двух кузовах: 3-дверном и 5-дверном хэтчбеке. Позже, в середине 2004 года, на Пекинском автосалоне Европа увидела и 4-дверный седан, который компания выставила в качестве концепт-кара. Второе поколение с кодовым названием C307 использовало платформу C1. Да-да, ту же самую, что и Volvo S40, V50, C70, Mazda 3 и Ford C-Max. Компания красиво назвала универсальную базу на все случаи жизни ‘Global Shared Technologies’ – название суть оправдало. 
Подвеска, которую так хвалили в первом поколении, перекочевала в новое с небольшими изменениями. Каркас кузова стал на 10% жестче, что придало автомобилю больше управляемости. Что касается габаритов, то второе поколение явно прибавило в размерах. Машина стала длиннее на 168 мм., шире - на 138 мм., выше – на 8 мм., а колесная база увеличилась на 25 мм. В результате, внутри места стало значительно больше. В новом автомобиле появилась система KeyFree, солнцеотражающее ветровое стекло, адаптивные фары головного света, Bluetooth, голосовой контроль аудиосистемы, телефон и система климат-контроля. Также автомобиль получил новые коробки передач Durashift: 6-ступенчатую механику и 4-ступенчатый автомат. Стилистически Focus вновь сделан по образу и подобию Mondeo и Fiesta.
К числу явных нововведений можно отнести и материалы отделки интерьера. Вместо дешевого пластика, которым в изобилии блистало первое поколение, в новой машине появился более качественный пластик. Центральная консоль явно похорошела и изнутри стала напоминать Mondeo. В 2006 году автомобиль дебютировал в Штатах, запуск наметили на мексиканский рынок, поставляя машину дилерам в двух версиях: седан и 3-дверный спортивный хэтчбек. В плане безопасности этот автомобиль превзошел все ожидания. Второе поколение Ford Focus получило лучшие оценки по безопасности от EuroNCAP из всех когда-либо проводившихся тестов в данном классе: твердые 5 звезд по защите водителя и пассажиров, 4 звезды за защиту детей, 2 звезды по защите пешеходов. Focus обогнал по безопасности своих самых ярых соперников: Renault Mgane и Volkswagen Golf. 
Что касается двигателей, то в линейке произошел своеобразный микс из нового и старого. 1.4- и 1.6-литровые версии были модифицированы, а двигатели типа Zetec-SE ушли на покой. Им на замену пришла линейка Duratec с легендарным 1.6 L Duratec Ti-VCT, который отключал клапаны для экономии топлива. Впоследствии в рестайлинговой версии этот мотор заменили на 1.8 Duratec. Оригинальные 1.6- и 1.8-литровые двигатели Zetec были заменены на Duratec HE. Этот мотор, которым оснащались американские версии Фокусов, взят с Mazda MZR. Серия дизельных двигателей тоже была обновлена. Пару моторов,1.6-литровый 90-сильный и 2.0-литровый Duratorq, даже позаимствовали у французев PSA. Список моторов второго поколения: - 1.4-литровый Duratec
- 1.6-литровый Duratec
- 1.6-литровый Duratec Ti-VCT
- 1.6- литровый (90 л.с. и 110 л.с.) Duratorq (от PSA)
- 1.8- литровый Duratec-HE
- 1.8-литровый Duratorq
- 2.0-литровый Duratec-HE
- 2.0-литровый Duratorq (от PSA)
- 2.5- литровый Duratec turbo I5
Рестайлинг 2008 Рестайлинговую версию Ford Focus компания впервые показала на Франкфуртском автосалоне в сентябре 2007 года. Официально в продажу автомобиль поступил в начале 2008. Первым начал выпускаться хэтчбек, а весной компанию ему составило еще три кузова: седан, купе-кабриолет и ST. Изменений было настолько много, что список можно исчислять десятками пунктов, впрочем, отметим самые основные из них. Прежде всего, конечно, на лицо косметические изменения экстерьера. Новая концепция дизайна Kinetic Design вновь прослеживается по всему модельному ряду - Focus снова исполнен в духе Mondeo и S MAX. Трапециевидная решетка, стилизованные вертикальные задние фары, полностью новое ‘лицо’, пышные колесные арки, новая форма заднего стекла и двери. 
Приятнее стал и интерьер: пластик стал мягче, панель приборов и центральная консоль преобразились, а подсветка стала агрессивно красной. Помимо всего прочего, Ford решили оснастить автомобиль кнопкой пуска вместо ключа зажигания. Среди технических инноваций можно отметить появление новой фирменной трансмиссии PowerShift, которая является аналогом фольцвагеновоской коробки DSG. К тому же, линейку двигателей разбавили новым 110-сильным 2.0-литровым дизелем Duratorq TDCi. В конце 2008 года компания ввела новую линейку Zetec S. Спортивный двигатель шел в комплекте с соответствующими его характеру аэродинамическими обвесами, порогами и спойлерами. Спорт здесь прослеживается буквально во всем: алюминиевые агрессивные педали, металлическая накладка селектора передач и ручника, дополнительный пакет WRC с наклейками и ярлыками спорт-версии. Покупателям настолько понравился спортивный комплект, что они стали заказывать его даже на обычные двигатели без приписки ‘S’ – ради эффектной внешности. Цены в связи с рестайлингом подскочили, но не сильно. В числе основных конкурентов стояли: Opel Astra, Mazda 3, Mitsubishi Lancer, Honda Civic. RS-версия второго поколения 
Этот автомобиль заслуживает отдельных слов. В середине декабря 2007 года европейским дилерам Ford посчастливилось узнать, что к 2009 году они обзаведутся спортивной версией RS. Переднеприводная концепция, оснащенная мощным двигателем Volvo T5, отзывчивой коробкой и жесткой подвеской, была анонсирована 5 января 2009 года. В настоящее время цена на эту машину объявлена (1 238 000 руб.), и российские дилеры уже принимают заказы на нее. За всю исторю своего развития Ford Focus производился в 7 точках мира: на заводе в Саарлуисе (Германия), Валенсии (Испания), Санта Россе (Филиппины), Пачеко (Аргентина), Чунгли (Тайвань), Чунцине (Китай) и Всеволожске (Россия). Эксклюзивные версии Focus Что касается других версий автомобиля, более необычных и эксклюзивных, то за всю историю Фокуса компания Ford представляла три исполнения автомобиля, два из которых уже серийные. Это: Focus ST, Focus Coupe-Cabriolet, Focus ECOnetic. Focus ST 
В 2005 году компания Ford обнародовала горячую версию хэтчбека Focus – ST. Предлагающийся в трех- и пятидверном исполнении автомобиль оснащается мощным двигателем T5, позаимствованным у Volvo S40/V50. Это турбированный 2.5-литровый 5-цилиндровый агрегат мощностью 225 л.с. В 2008 году концерн представил новый пакет обновлений в связи с Mountune Racing, увеличив мощность до 260 лошадей за счет нового фильтра K&N и расширенного радиатора. Focus купе-кабриолет Эксклюзивную версию для настоящих ценителей (а может, извращенцев) показали в Женеве в 2006 году. В серию машина пошла в октябре 2006 года. Любопытно, что первоначально компания хотела дать автомобилю совершенно другое название. Vignale – так ее назвал дизайнер из ателье Pininfarina, который собственно и создавал внешность автомобиля. Концептуальный образец модели представили во Франкфурте годом ранее серийного – в 2005-м. Ежегодный объем продаж этой модели Ford планирует установить на отметке 20 000 автомобилей. 
В феврале 2008 года компания обнародовала новую версию купе-кабриолета. Focus ECOnetic ‘Зеленая’ версия была впервые показана на Франкфуртском автосалоне в сентябре 2007 года. Технология ECOnetic – современный плод разработок американского концерна. Концепция системы схожа, опять же, с немецкой и частично позаимствована у фольксвагеновского детища BlueMotion.
Автомобиль оснащается 109PS 1.6 Duratorq TDCi двигателем со специальным фильтром DPF (Diesel Particulate Filter), который значительно сокращает эмиссию CO2 до показателя 115 гр/км. На особом месте находится экономичность этого автомобиля. Экологичный Focus потребляет всего 3.6 литра на сотню. Правда фокус? Третье поколение (взгляд в будущее) В настоящее время к выходу готовится следующее поколения популярнейшей модели Ford Focus. Сейчас в Америке проводятся испытания нового автомобиля, выход которого намечен на 2010 год. В качестве образца будущего Фокуса недавно в Женеве показали концептуальную новинку Ford Iosis Max, которая, по заявлению компании, станет прородителем будущего поколения. 
|